dentsu aegis network

RUSSIA

Digital Society Index 2020: 66% людей ожидают от компаний применения технологий во благо обществу

17 июн 2020

Коммуникационная группа Dentsu Aegis Network представила результаты ежегодного глобального исследования цифровой экономики и ее влияния на общество Digital Society Index 2020. В этом году эксперты сфокусировались на том, как пандемия COVID-19 изменила отношение людей к технологиям и повлияла на развитие цифровой экономики. Опрос проводился в марте-апреле, на которые пришелся пик пандемии и ограничительных мер по всему миру, среди 32 тысяч человек в 22 странах, включая Россию. 


Мир вступил в новую эпоху любви к технологиям: люди начали взаимодействовать с ними охотнее и в более позитивном ключе, чем когда-либо прежде. Сегодня они видят более значимую роль технологий в обществе.

  • По сравнению с прошлым годом люди стали чаще использовать цифровые сервисы: почти три четверти опрошенных во всех странах (более 50% в России) заявили, что теперь активнее прибегают к банковским услугам и покупкам онлайн.
  • 29% респондентов (и в мире, и в России) признались, что именно технологии позволили им не потерять связь с семьей, друзьями и окружающим миром во время карантина. Еще столько же (среди россиян таких больше – около 35%) отметили, что цифровые сервисы помогали расслабиться и отдохнуть, а также приобрести новые навыки и знания.
  • Люди стали больше верить в способность технологий решать социальные проблемы, такие как вызовы COVID-19 для здравоохранения и других сфер. Доля оптимистов в отношении значимости технологий для общества выросла до 54% против 45% в 2019 году (в России аналогичная динамика).

Несмотря на технооптимизм на фоне пандемии, исследование Dentsu Aegis Network показывает, что в долгосрочной перспективе существует угроза «техлэша» (techlash [1]) – негативного отношения к технологиям, которое ощущается во всем мире в последние годы.

  • 57% людей на глобальном уровне (47% в России) по-прежнему считают, что темпы технологических изменений слишком быстрые (показатель практически не изменился с 2018 года). Они также стремятся к цифровому балансу: почти половина респондентов (и в мире, и в нашей стране) намерены выделять время на «отдых» от гаджетов. 
  • Около половины опрошенных, как и годом ранее, уверены в том, что цифровые технологии увеличивают неравенство между богатыми и бедными. Отношение россиян к данной проблеме также остается неизменным, но в нашей стране аналогичного мнения придерживаются только 30%.
  • 35% людей, как и в прошлом году, отмечают негативное влияние цифровых технологий на здоровье и благополучие. Разрыв между странами в этом отношении наиболее заметен: наибольшую обеспокоенность высказывают в Китае (64%), более оптимистично настроены в России (только 22%) и Венгрии (20%). Помимо прочего респонденты указывают, что технологии заставляют их чувствовать себя более напряженными, им становится труднее «отключиться» от digital (13% в мире и 9% в России). Помимо прочего респонденты указывают, что технологии заставляют их чувствовать себя более напряженными, им становится труднее «отключиться» от digital (13% в мире и 9% в России).
  • Только 36% в мире верят, что новые технологии, такие как искусственный интеллект и робототехника, будут создавать рабочие места в будущем. Россияне более пессимистичны в этом вопросе (среди них таких 23%).

Текущие настроения приводят к пересмотру взаимоотношений между потребителями и брендами. 66% людей в мире (49% в России) ожидают, что компании будут использовать технологии во благо обществу в ближайшие 5-10 лет.

Прежде всего, это касается развития продуктов и услуг, которые улучшают здоровье и благополучие – такие ожидания разделяют 63% потребителей на глобальном уровне (52% в России). Полезный опыт будет находиться в центре внимания каждого бизнеса не только во время пандемии, но и в течение всего следующего десятилетия.

«Массовая самоизоляция поместила всех нас в центр небывалого социального эксперимента, когда в один день digital стал ответственным за удовлетворение наших базовых потребностей: заказ еды, работа, учеба, развлечения и даже встречи с близкими теперь в онлайне. С одной стороны, новая реальность предоставила брендам новые возможности коммуникации с потребителями, с другой – привела к совершенно другому уровню ожиданий с их стороны. В качестве ответа на эти запросы компаниям придется уделять больше внимания созданию индивидуальных решений, которые помогают людям улучшить качество жизни, а не просто продвигают товар или услугу», – комментирует Наталья Кузьмина, директор по развитию продуктов подразделения Research and development (R&D).

[1] Techlash образовано в результате слияния technology (технология) и backlash (сильная отрицательная реакция), означает негативное восприятие растущего влияния IT-компаний и технологий.