dentsu aegis network

RUSSIA

UX is king: какие аспекты помогают создавать «опыт в один клик»

22 май 2020

В современном мире UX занял прочные позиции в цифровой индустрии: им свободно оперирует бизнес, маркетинг, дизайн и разработка. Может сложиться впечатление, что уже абсолютно все игроки рынка осознали значимость пользовательского опыта при разработке и сопровождении цифрового продукта. Но именно здесь многие зачастую упускают, на первый взгляд, незначительные, хотя в перспективе оказывающие огромное влияние на клиентский опыт моменты.

Дарья Лагутина, исследователь пользовательских интерфейсов digital-performanceагентства iProspect Russia, рассмотрела эти направления и рассказала, почему они важны для построения пользовательского опыта. 

Mobilefirst

Уже к концу 2016 года доля мобильного трафика сравнялась, а в последствии стала преобладать над трафиком с персональных компьютеров. С тех пор доля рынка мобильных устройств постепенно растет.

С 1 июля 2019 года Google изменила алгоритм индексирования всех новых веб-сайтов, отдавая приоритет мобильному контенту, т.е. стала оценивать релевантность содержимого, в первую очередь, страниц для мобильных устройств. На конец 2019 года более 90% поисковых запросов приходилось именно на Google.

Едва ли можно сомневаться в том, что разработка для мобильных устройств стала приоритетной:

  • Более 50% пользователей даже при условии, что им нравится бренд (бизнес) будут использовать веб-сайт реже в случае, если мобильная версия либо отсутствует, либо не в достаточной степени оптимизирована.
  • Более 45% пользователей испытывают раздражение при отсутствии мобильной версии веб-сайта. По их мнению, такие компании не обеспокоены своим бизнесом и клиентами.
  • Более 70% утверждают, что при наличии качественной мобильной версии они обязательно вернутся на веб-сайт в будущем.

При разработке веб-сайта, адаптированного под мобильную версию, помимо очевидных вещей, таких как маленький размер экрана, слабая производительность по сравнению с настольными компьютерами, медленный интернет, стоит обращать внимание на следующие моменты:

  • Не весь экран смартфона равномерно удобен для использования одной рукой. Примеры зон с индикацией доступности представлены на изображении ниже.

Области удобства взаимодействия с экраном мобильного устройства

  • CTA-кнопка в нижней части экрана, Bottom navigation bar, Floating action button – вот некоторые из элементов управления, которые будут удобны пользователю для взаимодействия с различными зонами.

  • Стоит также понимать, что между сложностью задачи или временем, затрачиваемым на ее выполнение, и устройством, с которого пользователь планирует взаимодействовать с сайтом, есть прямая корреляция. В большинстве случаев пользователи предпочитают стационарные компьютеры для сложных или длинных по времени выполнения задач, а для более простых чаще всего используют мобильные устройства.
Выбор пользователем устройства в зависимости от сложности и затрачиваемого времени задач

Complexity distribution
Следующий важный параметр – complexity distrubution или распределение сложности. Суть в том, что она распределяется между частями системы таким образом: уменьшая её в одном месте, мы пропорционально ее увеличиваем в другом. Сложность рассматривается в общем смысле, под ней понимается сложность взаимодействия, реализации, поддержки и так далее. В абсолютно любом приложении будет определенный уровень сложности, от которого никак не избавиться. Этот закон также называют парадоксом сложности или законом Теслера.

Логично предположить, что упрощение задачи для пользователя ведет к повышению конверсий, продаж, так как по ходу взаимодействия с интерфейсом у пользователя просто не будет времени на раздумья, он не столкнется со сложным процессом и, фактически нажав на одну кнопку, получит желаемое. Такой подход иногда называется One-click experience.

В качестве примера можно привести сервисы аренды автомобиля или такси, доставки товаров любого спектра для конечного потребителя, бронирование билетов и другие. Конечно, помимо нажатия кнопки в них требуется ввести какой-то минимальный набор данных, как, например, пункт назначения, временной диапазон, идентификационные вводные. Необходимые шаги, которые невозможно исключить из процесса взаимодействия пользователя и продукта - один из ключевых аспектов базовой сложности.Упрощение интерфейса – это,в большинстве случаев, перенос сложности с конечного пользователя на разработку, что стоит серьезных временных и финансовых затрат. Однако в долгосрочной перспективе доход от продукта, полученный благодаря этим доработкам, значительно окупит потраченные средства и ресурсы.

Распределение сложности

Featuritis или функциональные излишества

У термина Featuritis в русском языке нет подходящего перевода, но суть следующая: это ситуации, при которых избыток функционала и визуальных элементов существенно повышает когнитивную нагрузку на пользователя и однозначно вредит опыту взаимодействия с продуктом. Иными словами – less is more.

Часто можно услышать предложения добавить тот или иной дополнительный функционал, пару css-анимаций, тройку js-пакетов с множеством зависимостей и, как следствие, увеличить время загрузки сайта примерно раза в два. Аргументы наподобие: «как здорово это будет выглядеть» или «какой wow-эффект мы произведем на пользователя» в лучшем случае сработают лишь несколько раз.

 

Продукт “обрастает” новым функционалом в цвете.

Подобные улучшения, не подкрепленные тщательным анализом потребностей или проблем пользователей, очень легко становятся препятствием при взаимодействии с интерфейсом продукта. Kiss (Keep it simple, stupid) - принцип проектирования, исторически появившийся в ВМС США, а в настоящее время идиома, используемая при разработке программного обеспечения.Она настаивает на том, что простота в области проектирования должна быть одним из ключевых аспектов.

Простота побеждает излишества.Не все то, что технически осуществимо, по факту способствует улучшению пользовательского опыта, если реальные потребности пользователя я не приняты во внимание. Добавление мелких ненужных улучшений приводит к усложнению восприятия интерфейса или программы в целом. Избыток функциональности, множественность выбора отвлекают и перетягивают внимание пользователей и негативным образом сказываются на принятии решения в пользу продукта. Функциональность программы должна коррелировать с реальными потребностями.


Зависимость пользовательскихого опыта от функционала.